Методика проведения лабораторных работ

по дисциплине «Основы материаловедения»

 

Е.Е.Главатских, преподаватель спецдисциплин,

мастер производственного обучения,

ГБСУВУ ОТ СПУ «Уральское подворье» г.Перми

Планирование лабораторных занятий

На уроках теоретического обучения обучающиеся получают определенный объем знаний, а на лабораторных занятиях, которые проводятся после объяснения нового учебного материала, у обучающихся формируются умения и начальные навыки правильного выполнения отдельных действий.

Программа лабораторных занятий, проводимых в процессе обучения, складывается из определенных лабораторных работ. При ее определении следует исходить из целесообразности и эффективности каждого лабораторного занятия, а также учитывать связи между этими работами и профессионально значимым материалом, изучаемым по всем учебным предметам.

Для увеличения эффективности и повышения качества профессионального обучения следует заранее систематизировать работы, выполняемые на лабораторных занятиях. Такая систематизация воплощается в комплексе, который разрабатывается в каждом учебном заведении.

Выполнение комплекса лабораторных занятий, вызывает у обучающихся усиление умственной и физической деятельности, повышает эффективность обучения. Благодаря законченности каждой работы комплекса обучающийся видит результаты своего труда. А это повышает интерес к выполнению работ и активизирует его познавательную деятельность.

Под комплексом лабораторных занятий понимается совокупность лабораторных работ с постановкой различных, но объединенных определенной целью задач, ведущей к получению заранее обусловленных результатов.

Все работы по времени проведения, по своему содержанию занимают в комплексе  строго  определенное место.  Выполнение  их базируется  на

знаниях, полученных при теоретическом обучении, на умениях и навыках сформированных во время предшествующих лабораторных занятий и на производственном обучении. Поэтому, весь комплекс запланированных работ будет связан с учебным материалом, изучаемым на уроках теоретического обучения. Комплекс работ опирается на полученные обучающимися умения и навыки и в тоже время способствует усовершенствованию обучения.

Определив количество, наименование и содержание лабораторных работ, следует переходить к разработке самого комплекса занятий и планированию его проведения в учебно-воспитательном процессе.

Время на выполнение работ комплекса берется из фонда времени, отводимого учебным планом на изучение предмета.

Составив перечень работ, необходимо изучить межпредметные связи, связи между теоретическим обучением и производственным. Такая работа необходима для увязки всех занятий комплекса по содержанию, времени и последовательности проведения. Только в этом случае лабораторные занятия выполняют основную задачу - связь теории и практики.

Содержание и структура лабораторных занятий

Лабораторные работы проводятся в учебных лабораториях под руководством преподавателя. К ним как методу теоретического обучения следует отнести работы, при выполнении которых закрепляются, углубляются и подтверждаются на практике теоретические познания, приобретаются умения проводить расчеты и исследования.

Лабораторные работы могут выполняться перед изложением нового материала, в процессе или сразу после изложения, а также после изучения целой темы или раздела учебного предмета. Обучающиеся самостоятельно выполняют заранее запланированные задания, применяя определенные приспособления и инструменты.

Лабораторные работы обязательно включают в себя элементы исследования, эксперимента и расчетов. Процесс их выполнения дает обучающимся возможность проводить самостоятельные наблюдения, анализировать результаты и формулировать определенные выводы. Они не только   констатируют  те   или   иные   факты,   но   и   связывают   их   с

определенными закономерностями в работе, что является элементом исследования.

Знания, полученные на теоретических занятиях, в ходе лабораторных занятий корректируются и адаптируются, формируются умения применять их в различных практических ситуациях. Работы, выполняемые на лабораторных занятиях, облегчают обучающимся переход от теории к практике.

Содержание работ, выполняемых на лабораторных занятиях, их сложность и объем зависят от следующих условий:

-            от изучаемой специальности и ее характерных особенностей;

-            от уровня подготовки обучающихся, от объема знаний и умений полученных ранее;

-            от требований к уровню знаний, умений и навыков, как к будущим специалистам;

-            от периода обучения;

-            от имеющейся материально-технической базы.

Структурными элементами лабораторного занятия являются: вводная, основная и итоговая (заключительная) части.

Особенности самостоятельной работы обучающихся при проведении лабораторных работ

Под самостоятельностью обучающихся понимается их деятельность, проходящая уверенно, активно и творчески при наличии у них самостоятельного суждения. Самостоятельность выражается в своевременном и квалифицированном выполнении задания. Самостоятельное выполнение обучающимися заданий способствует сознательному усвоению учебного материала, подводит их к прочному приобретению знаний, умений и навыков.

При самостоятельной работе происходит соединение в один процесс самостоятельных суждений обучающихся с самостоятельным выполнением определенных действий. Такая работа организуется в виде выполнения заданий, которые возможно лишь при наличии у обучающихся определенного запаса знаний, умений и навыков.

При самостоятельном выполнении работы у обучающихся часто обнаруживаются те или иные ошибки; они не всегда могут справиться с возникшими трудностями. В этих случаях преподаватель приходит к ним на помощь, по возможности избегая прямого подсказывания и многочисленных наводящих вопросов. Иначе у обучающихся резко снижается самостоятельность в выполнении задания. Активная познавательная деятельность обучающихся под руководством преподавателя и их самостоятельная практическая работа дают наилучшие результаты в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, развивают творческие способности обучающихся.

Воспитание самостоятельности проходит более интенсивно, если оно побуждается необходимостью самостоятельного суждения и обобщения, поиском путей и способов познания. Поэтому важным моментом познавательной деятельности обучающихся должна быть проблемная ситуация, которая предполагает решение ими определенных вопросов.

Самостоятельная работа по решению поставленных задач и проблем сопровождается процессом усвоения новых знаний посредством суждений, умозаключений и практических действий. Причем, этот процесс опирается на уже усвоенные знания и приобретенные умения. В этом случае не только усваиваются и углубляются знания, но и развивается профессиональная самостоятельность, как черта личности.

Одним из основных условий высококачественного выполнения заданий на лабораторных занятиях является поддержание у обучающихся интереса к этому виду занятий на протяжении всего периода обучения, начиная с первой работы, и заканчивать последней. Потеря интереса к занятиям даже при выполнении отдельных работ наносит несомненный ущерб процессу обучения. Вся деятельность преподавателя должна быть направлена на поддержание интереса у обучающихся к выполнению всей системы заданий.

Характерными причинами потери интереса у обучающихся к лабораторным занятиям являются:

Ø  постановка   задач,   к   решению   которых   обучающиеся   еще   неподготовлены;

Ø  постановка чрезмерно легких, элементарных задач.

Эти причины могут не только резко снизить интерес к работе, но и свести на нет всю познавательную и воспитательную ценность лабораторных занятий.

Качество самостоятельной работы обучающегося во многом зависит от его способности технически грамотно и творчески мыслить.

Проведение лабораторных работ в виртуальной лаборатории

По  учебной дисциплине «Основы материаловедения» в программе предусмотрено 12 лабораторных работ.

В отсутствие необходимого технического обеспечения лаборатории для проведения лабораторных работ, можно использовать   учебное электронное издание «Материаловедение. Практикум для строителей- отделочников». Данное издание содержит 12 лабораторно-практических работ и теоретический материал необходимый для их выполнения. Особенностью пособия является Виртуальная лаборатория, которая позволяет учащемуся выполнить лабораторные работы самостоятельно на компьютере.

Лабораторные проводятся в компьютерном классе. Группа разбивается на подгруппы. Когда одни выполняют лабораторную работу,  с другими изучается новый материал.

Выполнение работы лабораторной сопровождается подсказками. Данные, полученные в процессе выполнения работы, отражаются ниже основного окна лаборатории, сохраняются и заносятся в лабораторный журнал.

Учебное издание может быть использовано и для тестирования учащихся, как по определенной теме, так и по лабораторной работе. Вопросы расположенные в каждой лабораторной работе на экране Допуск к лабораторной работе и защита лабораторной работы.

Допуск к лабораторной работе содержит вопросы к теме, к которой относится выбранная лабораторная работа.

Защита лабораторной работы содержит вопросы на закрепление знаний полученных во время выполнения лабораторной работы.

 После того как учащийся ответит на вопросы, он может просмотреть подробный отчет об их выполнении на экране Результатов.

Учащийся может распечатать  свои результаты и сдать учителю. На распечатанном отчете будут указаны имя и фамилия учащегося и результат выполнения упражнений.

В случае если нет возможности использовать компьютер для проведения тестирования, можно подготовить раздаточный материал с вопросами и вариантами ответов. Для этого нужно распечатать уже готовый бланк.

Готовые бланки упражнений можно использовать и для составления собственных раздаточных материалов с тестами. Для этого достаточно открыть нужный файл в программе MS Word и отредактировать его.

При подготовке проведения лабораторных работ в реальной лаборатории, можно подготовить раздаточные материалы по выбранной лабораторной работе. Если нет возможности проведения лабораторной на компьютерах, то готовим раздаточный материал на бумажном носителе.

Назначение и содержание лабораторного практикума

Лабораторный практикум необходим для того, чтобы помочь обучающимся   в   формировании  практических  умений - профессиональных

(выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующей профессиональной деятельности), необходимых в учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Содержание лабораторных работ практикума должно охватывать весь курс профессиональных умений по учебной дисциплине, которые необходимы будущему специалисту.

Лабораторный практикум способствует достижению дидактической цели: экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений.

Лабораторный практикум должен содержать:

Ø  тему лабораторной работы в соответствии с учебной программой;

Ø  цель лабораторной работы, формулировка которой должна нацеливать обучающегося на конкретную деятельность;

Ø  краткие   теоретические   положения   (в   этой   части   руководство   к проведению   лабораторной   работы   может   дублировать   содержание
учебника);

Ø  схему проведения лабораторного исследования;

Ø  порядок выполнения, краткое описание приемов деятельности
обучающегося, формы представления результатов;

Ø  выводы по работе;

Ø  контрольные вопросы.

Критерии оценок

Оценивание лабораторных работ выполняется по пятибальной системе или в форме зачета, учитывается как показатель текущей успеваемости учащегося, что, в свою очередь, повышает эффективность проведения лабораторных работ.

Оценки «5» ставится, если обучающийся:

Ø  правильно определил последовательность выполнения задания;

Ø  выполнил задания в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности;

Ø  правильно сформулировать выводы и предложения;

Ø  правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы;

Ø  в полном объеме провел необходимые вычисления и расчеты.

Оценка «4» ставится, если ход выполнения работы и представленный обучающимся отчет соответствует требованиям, установленным для получения оценки «4», но:

Ø  выполнение заданий проводилось без достаточной точности;

Ø  были допущены незначительные неточности при выполнении расчетов.

Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, правильно провел измерения и вычисления, получил правильные результаты и выводы, но:

Ø  допустил единичные, но существенные ошибки, которые исправлялись с помощью преподавателя;

Ø  работу    выполнил    небрежно,    что    привело    к    значительным погрешностям;

Ø  допустил ошибку в расчетах и вычислениях.

Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся:

Ø  задание выполнил не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать выводов об удовлетворительности его знаний;

Ø  в ходе работы допустил серьезные ошибки.

Оценка «1» ставится в том случае, если обучающийся вообще не приступил к выполнению работы или сделал только первые попытки ее выполнить.

Изложенная методика проведения лабораторных работ имеет преимущество, которое заключается в том, что учащиеся выступают в ро­ли исследователей. Содержание лабораторной работы включает систему умственных и прак­ти­чес­ких действий по овладению методами исследования. Процесс формирования технических умений направляется руководством к ла­бо­ра­тор­ной ра­боте.

В итоге можно отметить, что организация активного обучения на уроках «Основы материаловедения» через применение компьютерных технологий позволяет разнообразить уроки, и в тоже время  закрепить и проверить знания, полученные по пройденным темам.