ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО)
270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Пермский техникум отраслевых технологий»
Разработчик: Главатских Е. Е., преподаватель высшей категории
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 270802.10 Мастер отделочных строительных работ, входящей в состав укрупненной группы профессий 270000 Архитектура и строительство по направлению подготовки 270800 Строительство.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации) и в профессиональной подготовке рабочих по профессиям: 13450 «Маляр строительный», 19727 «Штукатур».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
определять основные свойства материалов;
определять свойства облицовочных материалов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения;
назначение и классификацию облицовочных материалов;
виды и назначение комплектующих.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 113 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
113 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
74 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
12 |
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
39 |
в том числе: |
|
индивидуальное проектное задание |
15 |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы |
24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение. Общие сведения. |
Роль материалов в современном строительстве. Стандартизация строительных материалов: ТУ, ГОСТ, СН, СНиПы |
2 |
1 |
Раздел 1. Материалы для штукатурных работ |
|
|
|
Тема 1.1. Основные свойства строительных материалов |
Технологические характеристики физических свойств строительных материалов: пористость, влажность, водопоглащение, водопроницаемость, плотность, морозостойкость, вязкость. |
1
|
2
|
Технологические характеристики механических свойств строительных материалов: прочность, упругость, пластичность, хрупкость, твердость. |
1 |
||
Технологические характеристики химических свойств строительных материалов: коррозия, растворимость, кислотостойкость, щелочестойкость, газостойкость |
1 |
||
|
Контрольная работа по теме «Основные свойства строительных материалов» |
1 |
|
Тема 1.2. Материалы для подготовки различных поверхностей под оштукатуривание
|
Общая классификация материалов: по степени готовности, по происхождению, по технологическому признаку, по назначению. |
1
|
2
|
Классификация материалов для штукатурных работ: материалы для подготовки поверхностей под оштукатуривание, вяжущие вещества, заполнители для строительных растворов, строительные растворы и штукатурные смеси. |
1 |
||
Дрань и драночные щиты. Классификация драни. Габариты драни.
|
1
|
||
Сетка, гвозди, проволока. Разновидности гвоздей, сетки, проволоки для штукатурных работ и область их применения. |
1 |
||
Теплоизоляционные материалы, применяемые перед оштукатуриванием. Их классификация, марки. |
1 |
||
Гидроизоляционные материалы, применяемые перед оштукатуриванием. Их назначение. Виды основных рулонных материалов. |
1 |
||
|
Контрольная работа по теме «Материалы для подготовки различных поверхностей под оштукатуривание» |
1 |
|
Тема 1.3. Вяжущие материалы
|
Виды органических и неорганических вяжущих. Их назначение и применение. |
1 |
2 |
Глина. Получение, виды, свойства, хранение и применение глины. |
1 |
||
Воздушная известь. Характеристика, получение, хранение, транспортировка, применение воздушной извести. |
1 |
||
Гидравлическая известь. Получение, характеристика, свойства, хранение, транспортировка, применение строительной гидравлической извести. |
1 |
||
Строительный гипс. Характеристика, свойства, марки, транспортировка, хранение и получение строительного гипса. |
1 |
||
Лабораторная работа: Изучение времени схватывания гипса при различных условиях |
1 |
3 |
|
Цемент и портландцемент. Получение, минералогический состав, характеристика, свойства, транспортировка, хранение, применение цемента и портландцемента. |
2 |
2 |
|
Лабораторная работа: Определение марки портландцемента |
1 |
3 |
|
Контрольная работа по теме «Вяжущие материалы» |
1 |
|
|
Тема 1.4. Заполнители и растворы
|
Виды и назначение заполнителей. Роль заполнителей в растворах. |
1 |
2
|
Тяжелые и легкие заполнители. Природные и искусственные пески. Зерновой состав. |
1 |
||
Лабораторная работа: Определение зернового состава и марки крупности песка. |
1 |
3
|
|
Классификация строительных растворов: по виду вяжущего, в зависимости от свойств вяжущего вещества, от содержания вяжущих материалов, от соотношения между вяжущим материалом и заполнителем, по назначению, по объемной массе. |
1
|
|
|
Технологические характеристики свойств растворных смесей: подвижность, удобоукладываемость, водоудерживающая способность; прочность, плотность, водонепроницаемость, морозостойкость. |
1
|
||
Технологические характеристики свойств растворов: прочность, сцепление с отделываемой поверхностью, усадка, прочность (марка). |
1 |
||
Виды строительных растворов. Виды смешанных растворов и их применение. Назначение строительных растворов. |
1
|
||
Виды специальных растворов. Приготовление и применение специальных растворов. Назначение специальных растворов. |
1 |
||
Виды растворов для зимних работ. Противоморозные добавки – хлориды кальция и аммония, поташ, нитрит натрия; приготовление и составы растворов. |
1 |
||
Лабораторная работа: Определение подвижности растворов |
1 |
3 |
|
Сухие строительные смеси. Их назначение и виды. |
1 |
2 |
|
Контрольная работа по теме: «Заполнители растворы» |
1 |
|
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Применение основных свойств строительных материалов. Роль химии в развитии промышленности строительных материалов. История возникновения и применения вяжущих материалов. Примерная тематика индивидуальных проектных заданий: Спроектировать цех по производству гипса с применением ручного и механизированного труда. Влияние вяжущих материалов на качество продукции. Влияние заполнителей на качество продукции. |
12
6 |
|
Раздел 2. Материалы для облицовочных работ |
|
|
|
Тема 2.1. Обшивочные крупноразмерные листы, плиты.
Тема 2.2. Виды и назначение комплектующих.
|
Классификация облицовочных материалов. Виды облицовочных материалов. Их применение. Достоинства. |
1 |
2 |
Гипсокартонные и гипсоволокнистые листы. Классификация по цвету, виду, маркировке, размеру. |
1 |
||
Пазогребневые плиты. Свойства. Производство. Применение. |
1 |
||
Комплектующие ГКЛ, ГВЛ. Виды комплектующих материалов. Характеристика профиля. Назначение. Комплектные системы.
|
1
|
||
Тема 2.3. Материалы для плиточных работ |
Плитки для облицовки поверхностей стен и полов. Производство. Маркировка. Свойства. Виды облицовочных плиток по назначению. |
1 |
|
Лабораторная работа: Определение истираемости керамической плитки |
1 |
3 |
|
Растворы и мастики для крепления плиток. Виды составы мастик. Виды растворов. |
1 |
2 |
|
Лабораторная работа: Расчет количества плитки при укладке в ряд и по диагонали |
1 |
3 |
|
Тема 2.4. Рулонные синтетические материалы
|
Синтетические рулонные материалы. Классификация рулонных материалов. Производство. Свойства. Применение. |
1 |
2 |
Контрольная работа по теме: «Материалы для облицовочных работ» |
1 |
|
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: История возникновения и применения облицовочных материалов. Применение рулонных материалов Примерная тематика индивидуальных проектных заданий: Спроектировать цех по производству плитки с применением ручного и механизированного труда. Роль современных облицовочных материалов. |
2
2 |
|
Раздел 3. Материалы для малярных работ |
|
|
|
Тема 3.1. Пигменты, наполнители и связующие |
Основные компоненты ЛКМ. Характеризовать основные свойства пигментов: тонкость помола, светостойкость, красящая способность, кроющая способность, щелочестойкость, кислотостойкость. |
1
|
2 |
Природные, искусственные пигменты. Пигменты органического и неорганического происхождения, металлические порошки. Характеристика пигментов по цветовым группам: белые, черные, красные, синие пигменты, коричневые, зеленые и смеси пигментов, их характеристика, применение и назначение. |
1
|
2 |
|
Лабораторная работа: Определение укрывистости пигмента |
1 |
3 |
|
Роль наполнителей в красочных составах, их классификация. Применение наполнителей. |
1 |
2 |
|
Характеристика связующих. Неорганические и органические связующие. Виды и классификация связующих для водных составов. Виды и классификация связующих для неводных окрасочных составов. |
2 |
||
Контрольная работа по теме «Пигменты, наполнители и связующие» |
1 |
|
|
Тема 3.2. Подготовительные и вспомогательные малярные материалы |
Характеристика грунтовочных составов. Грунтовки под водоразбавляемые краски, их приготовление. |
1
|
2 |
Виды грунтовок под масляные и эмульсионные краски, их приготовление. Готовые грунтовочные составы. |
1
|
||
Характеристика шпаклевочных составов. Виды шпатлевок, классификация и применение. Готовые шпатлевки. |
1 |
||
Характеристика и назначение вспомогательных материалов. Эмульгаторы. Разбавители. Растворители. Смывки. Сиккативы. Подмазочные пасты. Материалы для шлифования поверхностей, абразивные материалы. |
1 |
||
Тема 3.3. Готовые лакокрасочные материалы
|
Характеристика красочных составов. Классификация красочных составов. Краски водоразбавляемые на минеральной основе: силикатные и цементные краски полимерцементные для летних и зимних видов работ. |
1
1 |
2 |
Свойства ЛКМ: вязкость, прочность при ударе, прочность при изгибе,адгезия, водостойкость, светостойкость, укрывистость, санитарно-гигиенические. |
|||
Лабораторная работа: Определение вязкости лакокрасочных материалов |
1 |
3 |
|
Общие понятия об эмульсиях. Получение эмульсий. Прямые и обратные эмульсии: «вода в масле», «масло в воде». Факторы, влияющие на устойчивость эмульсий. Эмульгаторы, вводимые в эмульсию для ее устойчивости. Применение эмульсий, как связующего в малярных составах.
|
1 |
2 |
|
Характеристика эмульсионных красок: ПВА, глифталевые, акрилат. Характеристика летучесмоляных красок – ПВХ, сополимерные. и летучесмоляные. Характеристика масляных, эмалевых, алкидных красок. Виды масляных красок, их состав. Виды эмалевых красок, их состав. Виды алкидных красок, их состав. Применение. |
1 |
||
Характеристика лаков. Виды лаков. Классификация по типу пленкообразующего, по назначению. Политуры, их характеристика и применение. Свойства. |
1 |
2 |
|
Лабораторные работы: Определение сроков схватывания лакокрасочных материалов. Определение предела прочности пленки при изгибе. Определение прочности пленки при прямом и обратном ударе. |
3 |
3 |
|
Контрольная работа по теме «Готовые лакокрасочные материалы» |
1 |
|
|
Тема 3.4. Обои, пленки и клеящие составы |
Характеристика обоев и пленок. Производство обоев. Бумажные и высококачественные обои. Пиктограммы на обоях. Характеристика пленок, линкруста. Применение пленок, линкруста. Бордюры и фризы. |
2
|
2 |
Лабораторная работа: Расчет необходимого количества рулонов обоев для оклеивания помещений |
1 |
3 |
|
Характеристика материалов применяемых для производства клеящих составов: виды клеев, применяемых для приклеивания обоев; способы приготовления клеев, клейстеров. Готовые клеи. |
2
|
2 |
|
Контрольная работа по теме «Обои, пленки и клеящие составы» |
1 |
|
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Расшифровка маркировки ЛКМ по назначению, химическому составу и качеству. Расшифровка маркировки обоев. Примерная тематика индивидуальных проектных заданий: Рассчитать необходимое количество материала для ремонта двухкомнатной квартиры. Рассчитать необходимое количество материала для отделки коттеджа. |
10
7 |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- образцы минералов;
- образцы обоев, лакокрасочных материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Александровский А.В. Материаловедение для штукатуров, плиточников, мозаичников. Изд. 4-е перераб. и доп. Учебник для профтехучилищ. М., «Высшая школа», 1971.
2. Отделочные работы/Сост. Воропаева Л., Теличко А. – М.: Махаон, 2003. - 384 с. – (Домашняя библиотечка).
3. Кочуров И.В. Лак для ремонта. – Спб.: БХВ-Петербург, 2005.- 64 с.
4. Кочуров И.В. Краска для ремонта.– СПб.: БХФ-Петербург, 2005.-64 с.
5. Купрусов Н. Гармония цвета вашего дома. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 224 с.
6. Мороз Л.Н. Маляр. Технология и организация работ. Учебное пособие для учащихся профтехучилищ. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. – Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2003. – 352 с. (Серия «Начальное проф. образование).
7. Оценка качества строительных материалов: Учеб.пособие/К.Н.Попов, М.Б.Каддо, О.В.Кульков; Под. общ. ред. К.Н.Попова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 287 с.
8. Пузанкова В.Ф. Материалы для штукатурных и облицовочных работ: теоретические основы профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие/ В.А.Пузанкова; научный ред. С.В.Соколова.- М.: Академкнига/Учебник, 2005.-174 с.
9. Поцешковская Л.В. Материаловедение для штукатуров, облицовщиков и мозаичников: Учебное пособие для учащихся колледжей и средних профессионально-технических училищ – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.- 352 с.
10. Современные материалы для евроремонта: Практические советы по выбору и применению / В.И.Руденко.- Ростов н/д: Феникс, 2005. – 320 с.
11. Технология малярных работ: Рабочая тетрадь : учеб. пособие для нач. проф. образования / Л.Ф.Фролова. – 2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 144 с.
12. Чмырь В.Д. материаловедение для маляров: Учебник для сред. проф.-тех. училищ. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. школа, 1978. – 136 с., ил. – (Профтехобразование. Стр. материалы).
Дополнительные источники:
Электронный ресурс «Лабораторные работы по материаловедению"
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
определять основные свойства материалов |
лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
определять свойства облицовочных материалов |
лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
Знания: |
|
общую классификацию материалов |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
основные сведения о назначении и свойствах материалов |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
область применения строительных материалов |
внеаудиторная самостоятельная работа |