СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 В ОБРАЗОВАНИИ

 

Главатских Е.Е.

Россия, г.Пермь Пермский кр., Пермский техникум отраслевых технологий

Обеспечение качества образовательных услуг всегда было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при предоставлении услуг. Эффективным средством успешного решения этой задачи является создание системы менеджмента качества, которое основывается на реализации положений международных стандартов ИСО серии 9000. В них изложены только стандартизованные элементы доказательств гарантирующего уровня качества и рекомендации по построению системы качества.

В современной России быстро меняющиеся требования рынка образовательных услуг предъявляют жесткие требования к учебным заведениям. И чтобы выжить, учебным заведениям необходимо быстро перестраиваться, т.е. вводить новые профессии, обновлять материальную базу, вводить новые формы обучения, повышать уровень компетенции преподавательского состава. У каждого образовательного учреждения должна быть разработана миссия, направленная на оказание качественных услуг, на воспитание конкурентноспособного ученика, которая основывается на использовании потенциала педагогических работников и сотрудничестве с работодателями.

Для того чтобы одно образовательное учреждение могло конкурировать с другими необходимо следовать принципам и требованиям системы менеджмента качества, которые изложены в стандартах ГОСТ Р ИСО 9001-2001. В основе СМК лежит восемь принципов менеджмента качества:

1. Ориентация на потребителя

2. Лидерство руководителя

3. Вовлечение работников

4. Процессный подход

5. Системный подход к менеджменту

6. Постоянное улучшение

7. Принятие решений, основанное на фактах

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. [1]

Для того чтобы ОУ функционировало необходима реализация нескольких взаимосвязанных видов деятельности. Самым важным принципом СМК является процессный подход. Любой процесс имеет вход и выход. Выход одного процесса является входом другого процесса. Процесс является преобразованием, которое добавляет ценность. Результат достигается через управление процессами. Сами процессы, а также их взаимодействие должны подвергаться анализу и непрерывному улучшению.

Основной целью создания СМК является непрерывное улучшение качества образования, а главной задачей - создание системы позволяющей не допускать ошибок, которые приводят к плохому качеству услуг.    

Разработать систему менеджмента качества – это значит создать систему описаний процессов.

Создание СМК в первую очередь начинается с подготовки документов. Согласно рекомендациям ИСО 9000:2000 существует следующий порядок создания и введения в действие документации системы менеджмента качества: определение структуры и состава документации; разработка графика создания документации; разработка и введение в действие документации. [3]

В образовательной организации при создании СМК можно использовать в качестве базового стандарта, устанавливающего требования к системам менеджмента качества, стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Согласно стандарту можно разработать следующие этапы формирования системы менеджмента качества образовательной организации:

1. Анализ необходимости формирования системы менеджмента качества:

- осознание высшим руководством смысла, цели и задач разработки и внедрения системы менеджмента качества;

- установление требований и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

- обсуждение с управленческим персоналом необходимости формирования системы менеджмента качества;

- принятие решения о создании системы менеджмента качества;

- формулирование миссии и видения  политики в области качества образовательной организации.

Результат: первоначальная подготовка и осознание персоналом необходимости формирования системы менеджмента качества, определение стратегических целей в области управления качеством

2. Формирование команды по разработке системы менеджмента качества:

- разработка организационной структуры управления качеством образовательной организации (назначение представителя руководства по качеству, формирование отдела управления качеством, создание Координационного Совета по качеству);

- определение ответственных лиц (уполномоченных по качеству) каждого структурного подразделения;

- обучение вопросам качества, в частности формирования систем менеджмента качества, управленческого, преподавательского и технического персонала.

Результат: разработка и утверждение плана по формированию системы менеджмента качества и включение его в план работы образовательной организации.

3. Основная работа по формированию системы менеджмента качества:

- проведение SWOT-анализа (определение сильных и слабых сторон внутри организации, ее возможностей и угроз со стороны внешней среды);

- формирование календарного плана работ;

- разработка системы процессов деятельности организации;

- выделение ключевых процессов и их «владельцев»;

- разработка и внедрение документации системы менеджмента качества (руководство по качеству, документированных процедур, рабочих инструкций и т.п.);

- мониторинг реализации плана работ (разработка критериев оценки и методов постоянного улучшения процессов);

- самооценка системы менеджмента качества в подразделениях организации, отвечающих за ключевые процессы;

- составление и реализация плана корректирующих мероприятий;

- внутренний аудит.

Результат: подача заявки в орган по сертификации системы менеджмента качества.

4. Сертификация системы менеджмента качества:

- работа экспертной комиссии органа по сертификации;

- устранение малозначительных несоответствий.

Результат: получение сертификата соответствия, обеспечение функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Данные этапы являются универсальными и могут быть использованы организациями различного профиля и масштаба.[2]

Система менеджмента качества в образовании, будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на качественно новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах.[4]

Создавая систему менеджмента качества, ориентированную на удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, образовательные организации будут постепенно адаптироваться в рыночных условиях, а менеджмент качества станет ведущим менеджментом учреждений в целом.[2]

 

Литература

1.Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2007. Гл 4.

2. Злобин Э.В., Мищенко С.В., Герасимов Б.И.. Управление качеством в образовательной организации. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2004. 88 с., 2004

3. http://ecsocman.hse.ru/univman/msg/152391.html

4. http://iksystems.ru/articles.php?id=138