Е. Е. Главатских, преподаватель спецдисциплин,

 мастер производственного обучения,

ГБСУВУО СПУ «Уральское подворье» г.Перми

 

СУЩНОСТЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку.

В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология проблемного обучения, авторская технология и т.д. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как  планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Г.К.Селевко в своей работе писал «педагогическая технология функционирует и в качестве науки,  исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения» [1, с.15].

В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Объективная обусловленность модернизации образовательных учреждений предоставляется изменением социального заказа со стороны общества.

Ведущее место при переводе образовательных учреждений в новое качественное состояние отводится внедрению передовых педагогических теорий на технологическом уровне силами профессионально грамотных и компетентных педагогических коллективов. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения.

К ведущим принципам модульного обучения относятся принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности,  деятельности, гибкости, разносторонности методического консультирования и паритетности.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материла в виде системы  учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируются учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемые и подвижны. Освоение  учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности.

«Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у выпускника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания  с иерархией ближних (знание, умение, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных  (развитие способностей личности) целей [2, с.6].

Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при относительной самостоятельности элементов в модуле, с  реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.

Критерии содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной деятельности и перспективное использование ее результатов, значимость контролируемых характеристик и открытость диагностики.

Рождение идей модульного обучения зарубежные исследователи относят к концу 1960-х  началу 1970-х годов.

Американский психолог С.Н.Постлезвайт разработал концепцию единиц содержания обучения. В рамках этой концепции он предложил считать малую порцию учебного материала за автономную единицу, которую свободно можно интегрировать в различные программы занятий; С.Н.Постлезвайт назвал эти единицы микрокурсами или миникурсами. Их содержание и объём определялись задачами обучения.

Впервые миникурсы были внедрены в американских университетах, колледжах в 1970-х годах. Разновидностями модульных обучающих программ явились: «учебный пакет», «пакет усвоения», «пакет индивидуального обучения» и т.п. По одной из интерпретаций, модуль представляет собой пакет учебного материала, охватывающего одну концептуальную единицу.

В истории профессионального образования России можно обнаружить предпосылки использования модульных технологий. Так, концепция профессионального образования, разработанная Центральным институтом труда (ЦИТ) в 1920 — 1930 годах, была основана на выделении в трудовом процессе элементарных операций и системы движений, т.е. фактически реализовывался модульный принцип. Содержание каждой операции описывалось в инструкционно- технологических картах, которые использовались в процессе формирования практических приёмов и действий. Использовались тренажёры, с помощью которых каждое действие отрабатывалось до эталона.

Важнейшей целью для формирования знаний, умений и навыков учащихся профессионального училища, является создание для обучаемых адаптированного образовательного пространства. В процессе его проектирования необходимо решить две задачи:

1. Привести довольно большой объем информации в систему;

2. Применение оптимальной педагогической технологии, основанной на сотрудничестве педагога и учащегося.

Отбор учебного материала необходимо производить, основываясь на принцип первичности теории над практикой. При этом приоритет следует отдавать наиболее типичным фактам теоретического материала. Материал, изучаемый в той же последовательности, что и отбирается. Сущность системной организации состоит, в изучении материла через структуры, функции, таблицы, схемы, алгоритмы, которые в конечном итоге нацелены на самообучение учащихся и получение ими умений и навыков работы по профессии. К его ведущим принципам относятся принципы модульности, структуризации, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков, модулей, учебных элементов.

Цель технологии модульного обучения – «создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса» [3, c. 63].

Итак, модульное обучение дает:

С позиции обучающегося – возможность получения образования с минимальными финансовыми затратами, в удобной форме, в удобное время, в своем темпе.

С позиции обучающего – отсутствие необходимости готовить учебно-методические разработки к каждому курсу, учебнику, программе; высвобождение времени для тьюторской работы.

С позиции учебного заведения – возможность обучения большего количества обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе.

С позиции отрасли – возможность глубже проводить профессиональную подготовку персонала с большим охватом и без значительного увеличения финансовых затрат.

С позиции общества – предоставление возможности каждому желающему члену общества получить высшее образование и продолжить послевузовское профессиональное образование в системе непрерывного обучения.

 

Список литературы

1. Бородина Н.В., Самойлова Е.С. Модульные технологии в профессиональном образовании: Учебное пособие – Екатеринбург: Изд –во Урал. гос. проф. – пед. ун-та, 1997. - 27 с.

2. Бородина Н.В., Горонович М.В., Фейгина М.И. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2002. - 260 с.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.