Е. Е. Главатских, преподаватель спецдисциплин,
мастер производственного обучения,
ГБСУВУО СПУ «Уральское подворье» г.Перми
СУЩНОСТЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку.
В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология проблемного обучения, авторская технология и т.д. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Г.К.Селевко в своей работе писал «педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения» [1, с.15].
В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Объективная обусловленность модернизации образовательных учреждений предоставляется изменением социального заказа со стороны общества.
Ведущее место при переводе образовательных учреждений в новое качественное состояние отводится внедрению передовых педагогических теорий на технологическом уровне силами профессионально грамотных и компетентных педагогических коллективов. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения.
К ведущим принципам модульного обучения относятся принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, деятельности, гибкости, разносторонности методического консультирования и паритетности.
Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материла в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируются учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемые и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности.
«Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у выпускника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знание, умение, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей [2, с.6].
Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при относительной самостоятельности элементов в модуле, с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.
Критерии содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной деятельности и перспективное использование ее результатов, значимость контролируемых характеристик и открытость диагностики.
Рождение идей модульного обучения зарубежные исследователи относят к концу 1960-х началу 1970-х годов.
Американский психолог С.Н.Постлезвайт разработал концепцию единиц содержания обучения. В рамках этой концепции он предложил считать малую порцию учебного материала за автономную единицу, которую свободно можно интегрировать в различные программы занятий; С.Н.Постлезвайт назвал эти единицы микрокурсами или миникурсами. Их содержание и объём определялись задачами обучения.
Впервые миникурсы были внедрены в американских университетах, колледжах в 1970-х годах. Разновидностями модульных обучающих программ явились: «учебный пакет», «пакет усвоения», «пакет индивидуального обучения» и т.п. По одной из интерпретаций, модуль представляет собой пакет учебного материала, охватывающего одну концептуальную единицу.
В истории профессионального образования России можно обнаружить предпосылки использования модульных технологий. Так, концепция профессионального образования, разработанная Центральным институтом труда (ЦИТ) в 1920 — 1930 годах, была основана на выделении в трудовом процессе элементарных операций и системы движений, т.е. фактически реализовывался модульный принцип. Содержание каждой операции описывалось в инструкционно- технологических картах, которые использовались в процессе формирования практических приёмов и действий. Использовались тренажёры, с помощью которых каждое действие отрабатывалось до эталона.
Важнейшей целью для формирования знаний, умений и навыков учащихся профессионального училища, является создание для обучаемых адаптированного образовательного пространства. В процессе его проектирования необходимо решить две задачи:
1. Привести довольно большой объем информации в систему;
2. Применение оптимальной педагогической технологии, основанной на сотрудничестве педагога и учащегося.
Отбор учебного материала необходимо производить, основываясь на принцип первичности теории над практикой. При этом приоритет следует отдавать наиболее типичным фактам теоретического материала. Материал, изучаемый в той же последовательности, что и отбирается. Сущность системной организации состоит, в изучении материла через структуры, функции, таблицы, схемы, алгоритмы, которые в конечном итоге нацелены на самообучение учащихся и получение ими умений и навыков работы по профессии. К его ведущим принципам относятся принципы модульности, структуризации, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности.
Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков, модулей, учебных элементов.
Цель технологии модульного обучения – «создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса» [3, c. 63].
Итак, модульное обучение дает:
С позиции обучающегося – возможность получения образования с минимальными финансовыми затратами, в удобной форме, в удобное время, в своем темпе.
С позиции обучающего – отсутствие необходимости готовить учебно-методические разработки к каждому курсу, учебнику, программе; высвобождение времени для тьюторской работы.
С позиции учебного заведения – возможность обучения большего количества обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе.
С позиции отрасли – возможность глубже проводить профессиональную подготовку персонала с большим охватом и без значительного увеличения финансовых затрат.
С позиции общества – предоставление возможности каждому желающему члену общества получить высшее образование и продолжить послевузовское профессиональное образование в системе непрерывного обучения.
Список литературы
1. Бородина Н.В., Самойлова Е.С. Модульные технологии в профессиональном образовании: Учебное пособие – Екатеринбург: Изд –во Урал. гос. проф. – пед. ун-та, 1997. - 27 с.
2. Бородина Н.В., Горонович М.В., Фейгина М.И. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2002. - 260 с.
3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.