ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Е.Е. Главатских

ГБСУВУОТ СПУ «Уральское подворье» г.Перми

 

Видный русский педагог и психолог второй половины ХIХ – начала ХХ вв. П.Ф. Каптерев утверждал необходимость постоянной работы учителя над своим собственным развитием и усовершенствованием. «Уча, учитель должен учиться и сам, – писал он, – … Нет ничего хуже учителя, пришедшего к несчастной мысли, что он сам достаточно уже учен и развит; что ему не для чего и нечему больше учиться… Каким образом он, сам не развивающийся, может пробудить в других то, что угасло уже в нем самом, – потребность образования и развития?... Обыкновенно покончившие со своим развитием учителя и не развивают и знания, сообщают мертвенным механическим способом то, что заучили сами, сообщают главным образом для заучивания же» [1, с. 464].

Повышение профессионального мастерства учителей включает совершенствование психолого-педагогической, методической и специальной их подготовки. Программы дополнительного профессионального образования реализуются в следующих формах: с отрывом от основной работы (очная форма обучения); без отрыва от работы (заочная, дистанцион-

ная); с частичным отрывом от работы; обучение по индивидуальным формам; экстернат.

В процессе обучения эффективно используются инновационные методы обучения. К ним относятся: интернет-технологии (при реализации дистанционного образования); блочно-модульный принцип освоения программы обучения; профессиональная ориентация; инновационные игровые технологии.

Инновационное обучение способствует успешной адаптации к изменениям внешней среды, обеспечивает потенциал развития. Наиболее эффективно это реализуется в процессе обучения в контексте «погружения» всего коллектива в профессиональные проблемы, использование интернет-технологий, представляющих собой комплекс образовательных услуг, осуществляемых посредством специальной информационно-образовательной среды. Из наиболее значимых параметров дистанционного образования с использованием новых информационных технологий следует выделить такие, как: интенсификация образовательного процесса; повышение мобильности подготовки, переподготовки и повышения квалификации; обеспечение эффективности использования педагогического и иных ресурсов учебных заведений.

Смена парадигм диктует новые требования к методам и средствам повышения квалификации специалистов. Слушатели системы ДПО нуждаются не просто в анализе, а в философском осмыслении, рефлексии, уточнении основных подходов к развитию собственной профессиональной деятельности. На занятиях в системе повышения квалификации используются интерактивные методы, способствующие активному совместному погружению в профессиональные проблемы. Технологии обучения, ориентированные на силы «саморазвития» слушателей, включают: диагностические методики, связанные с самооценкой, взаимооценкой, экспертной оценкой сформированности опережающих «ключевые компетентности»; защиту проектов; участие в мастер-классах (учебно-деловых, организационно-деятельностных); использование имитационных и других форм профессионального взаимодействия, обеспечивающих результативность образовательного процесса.

Формированию профессионального развития-саморазвития слушателей содействует система средств и условий, позволяющая выражать собственное мнение (анализировать собственный опыт и вырабатывать профессиональную позицию); вести профессиональный диалог; обосновывать слабые и сильные стороны опыта; выбирать приоритеты, ценностные ориентации и целевые установки в профессиональной деятельности; отказываться от стереотипов (рефлексия собственного профессионального опыта на основе специально разработанных программ и тестов). Каждый учитель проходит переподготовку, как правило, раз в четыре-пять лет в институте усовершенствования учителей.

О педагогической квалиметрии у нас заговорили в начале 70-х годов. Термин «квалиметрия» (от лат. cval – качество и metros –измерять) означает направление педагогических исследований, главным содержанием которого являются измерения и оценки педагогических параметров и характеристик. Но в этом своем основном значении понятие квалиметрии употребляется редко. Распространилось аналогичное понятие, образованное из двух разрозненных частей – русской «квалификация» и латинской «метрос» (измерение), которым обозначается область педагогического исследования, направленного на диагностирование специфических профессиональных качеств педагогов. Совокупность этих качеств, как уже отмечалось, называется профессионализмом, мастерством, новаторством, а методика их оценки традиционно определяется как аттестация (педагогов, учебных заведений).

Анализ проблемы свидетельствует, что вопросы, которые теперь относятся к области педагогической квалиметрии, решались всегда, но на качественном, не метрическом уровне, без использования современных количественных методов.

Отдельного рассмотрения заслуживает соотношение квалиметрии и аттестации учителей. Под последней понимают изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. В Положении о порядке аттестации учителей разъясняется, что аттестация педагогических работников учебно-воспитательных учреждений проводится в соответствии с целью активизации творческой профессиональной деятельности, стимулирования непрерывного профессионального образования, повышения у педагогов мотивации качественного труда, профессиональной ответственности за результаты обучения и воспитания.

Аттестация учителей основывается на принципах демократичности, систематичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного образования, гласности. Квалификация служит механизмом обеспечения аттестации, дает для неё необходимый инструментарий, исследовательские средства [2, с. 273–274].

Задачей  повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров является обновление практических знаний специалистов образования в соответствии с постоянно повышающимися требованиями общества к человеку в области решения стоящих перед ним задач, проблем, возможностей личности.

Совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров, вооружение их необходимым повышением профессиональной компетенции требует обобщения накопленного опыта в системе квалификации и развития инновационных процессов в психологии, педагогике, методике образования взрослых. Необходимо развивать научную базу последипломного образования.

Обновление и  развитие системы повышения квалификации педагогических кадров требует общеобразовательной и профессиональной подготовки, которая бы удовлетворяла потребностям работника в формировании его профессионального роста, и способствовало карьере. Это требует образовательных программ, различных по объему и индивидуализированных по содержанию.

Таким образом, используемые в системе дополнительного профессионального образования различные виды, формы, методы обучения обеспечивают оптимальные условия для активизации субъективности всех участников образовательного процесса. ДПО способствует формированию целостной концепции мира у индивида и представления о его месте в этом мире, обеспечивает возможность приобретать способность предвидеть, эффективно участвовать в создании новых образовательных и культурных ценностей. К.Д. Ушинский в свое время подчеркивал что «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель». Поэтому «Учиться, учиться, и ещё раз учиться».

 

Литература

1. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. ; под ред.Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1988.– 479 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ.высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И.П. Подласый. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.